**Вариатор** — это тип автоматической коробки передач, которая обеспечивает плавное и непрерывное изменение передаточного отношения без использования традиционных зубчатых передач.
**Принцип работы:**
* Вариатор состоит из двух шкивов (ведущего и ведомого) и ремня или цепи, соединяющих их.
* Ведущий шкив изменяет свой диаметр, когда водитель нажимает на педаль акселератора или тормоза.
* Ведомый шкив делает то же самое, чтобы поддерживать постоянную скорость ремня или цепи.
* Изменение диаметров шкивов приводит к изменению передаточного отношения, что позволяет вариатору плавно регулировать скорость транспортного средства без рывков.
**Преимущества:**
* **Плавное переключение передач:** Вариатор обеспечивает непрерывное изменение передаточного отношения, устраняя резкие переключения передач, характерные для традиционных автоматических коробок передач.
* **Повышенная топливная экономичность:** Вариатор может эффективно подстраивать передаточное отношение в соответствии с нагрузкой двигателя, максимизируя топливную экономичность.
* **Широкий диапазон передаточных отношений:** Вариаторы имеют широкий диапазон передаточных отношений, что позволяет им эффективно работать как на низких, так и на высоких скоростях.
* **Компактный размер:** Вариаторы относительно компактны, что позволяет освободить место в моторном отсеке для других компонентов.
**Недостатки:**
* **Меньший крутящий момент:** Вариаторы могут не выдерживать столько крутящего момента, как традиционные автоматические коробки передач.
* **Повышенная стоимость:** Вариаторы обычно дороже традиционных автоматических коробок передач.
* **Более сложное обслуживание:** Вариаторы требуют более специализированного обслуживания, чем традиционные коробки передач.