**Система зажигания ГАЗ-53 с вариатором**
Система зажигания ГАЗ-53 с вариатором предназначена для образования искры в цилиндрах двигателя в необходимый момент времени.
**Элементы системы зажигания:**
* Вариатор (распределитель зажигания)
* Катушка зажигания
* Высоковольтные провода
* Свечи зажигания
* Конденсатор
* Монтажное основание
**Принцип работы:**
1. **Напряжение первичной обмотки катушки зажигания:** При включении зажигания на первичную обмотку катушки зажигания подается напряжение от аккумуляторной батареи.
2. **Образование магнитного поля:** Напряжение первичной обмотки создает магнитное поле в сердечнике катушки зажигания.
3. **Вариатор:** Вариатор механически связан с коленчатым валом двигателя и определяет момент подачи искры.
4. **Замыкание и размыкание контактов вариатора:** Когда кулачок вариатора размыкает контакты прерывателя, ток в первичной обмотке катушки зажигания прерывается.
5. **Самоиндукция:** Прерывание тока в первичной обмотке создает мощный импульс высокого напряжения во вторичной обмотке катушки зажигания.
6. **Высоковольтный импульс:** Высоковольтный импульс передается по высоковольтным проводам на свечи зажигания.
7. **Искра:** Высокое напряжение на электродах свечей зажигания приводит к пробою воздушного зазора и образованию искры.
8. **Поджигание топливной смеси:** Искра поджигает топливно-воздушную смесь в цилиндрах двигателя.
**Вариатор (распределитель зажигания):**
Вариатор выполняет следующие функции:
* Размыкает и замыкает контакты прерывателя, определяя тем самым момент подачи искры.
* Распределяет высоковольтные импульсы по высоковольтным проводам на свечи зажигания.
**Характеристики вариатора:**
* Тип: механический с центробежным автоматом регулирования опережения зажигания
* Число контактов: 4
* Угол опережения зажигания: 8-12 градусов при 800 об/мин., не более 30 градусов при 3000 об/мин.
**Катушка зажигания:**
Катушка зажигания предназначена для преобразования низкого напряжения аккумулятора в высокое напряжение, необходимое для образования искры.
**Характеристики катушки зажигания:**
* Тип: Б114-Б
* Первичное сопротивление: 2,6 Ом
* Вторичное сопротивление: 7 кОм
* Коэффициент трансформации: около 100
**Конденсатор:**
Конденсатор подключен параллельно контактам прерывателя. Он служит для уменьшения искрения на контактах и улучшения условий их работы.
**Преимущества системы зажигания с вариатором:**
* Автоматическое регулирование угла опережения зажигания в зависимости от оборотов двигателя.
* Надежная работа в широком диапазоне условий эксплуатации.
* Простота в обслуживании.