**Вариатор** (также известный как коробка передач с бесступенчатым регулированием, CVT) — это тип автоматической трансмиссии, которая обеспечивает плавный диапазон передаточных чисел между низким и высоким без ступенчатых переключений.
**Принцип работы вариатора:**
Вариатор использует два конусообразных шкива, которые соединены ремнем или цепью. Один шкив соединен с валом двигателя, а другой — с валом привода. Диаметр шкивов варьируется с помощью гидравлического давления или электронного управления, изменяя передаточное число.
**Преимущество вариаторов:**
* **Плавная работа:** Вариатор обеспечивает бесступенчатое переключение передач, устраняя рывки и вибрации при переключении.
* **Экономия топлива:** Вариаторы могут поддерживать двигатель на оптимальных оборотах для повышения эффективности использования топлива.
* **Улучшенное ускорение:** Вариаторы могут обеспечивать более плавное и стабильное ускорение, чем традиционные автоматические трансмиссии.
* **Компактные размеры:** Вариаторы обычно компактнее традиционных автоматических трансмиссий, что может позволить освободить пространство в моторном отсеке.
**Недостатки вариаторов:**
* **Снижение прочности:** Вариаторы могут быть менее прочными, чем традиционные автоматические трансмиссии, особенно при буксировке или интенсивном использовании.
* **Стоимость ремонта:** Ремонт или замена вариатора может быть более дорогой, чем ремонт традиционной автоматической трансмиссии.
* **Чувствительность к нагрузке:** Вариаторы могут быть чувствительны к изменениям нагрузки, что может привести к колебанию оборотов двигателя при наборе или сбросе скорости.
**Использование вариаторов:**
Вариаторы широко используются в скутерах, снегоходах, квадроциклах и некоторых автомобилях.