**Автоматическая коробка передач (АКПП)**
* **Принцип работы:** Использует планетарный ряд шестерен, фрикционные диски и гидравлический трансформатор для изменения передаточного отношения.
* **Преимущества:** Плавное переключение передач, удобство использования, облегчает вождение в городском цикле.
* **Недостатки:** Относительно низкий КПД, более высокая стоимость обслуживания и ремонта, вялая динамика на высоких оборотах.
**Роботизированная коробка передач (РКПП)**
* **Принцип работы:** Основана на механической коробке передач, но переключением передач управляет электронный блок.
* **Преимущества:** Высокий КПД, близкий к механической коробке, сниженные затраты на обслуживание.
* **Недостатки:** Часто встречается «задумчивость» при переключении передач, не всегда плавное переключение, особенно в пробках и на низких скоростях.
**Вариатор (CVT)**
* **Принцип работы:** Использует два шкива, соединенных ремнем. Шкивы изменяют свою форму, изменяя передаточное отношение.
* **Преимущества:** Плавное и непрерывное изменение передаточного отношения, что обеспечивает оптимальную мощность и экономию топлива.
* **Недостатки:** Ограниченный максимальный крутящий момент, может казаться «резиновым» при резких ускорениях, более высокая стоимость обслуживания.
**Ключевые различия**
| Характеристика | АКПП | РКПП | Вариатор |
|—|—|—|—|
| Принцип работы | Планетарный ряд Шестерни | Механическая с электронным управлением | Изменение диаметра шкивов |
| Плавность переключения | Высокая | Низкая | Очень высокая |
| Удобство использования | Высокое | Среднее | Высокое |
| КПД | Низкий | Высокий | Средний |
| Стоимость обслуживания | Высокая | Средняя | Средняя |
| Динамика | Вялая на высоких оборотах | Высокая | Средняя |