**Механическая коробка передач (МКП)**
* Состоит из шестерен различного размера, которые сцепляются для изменения передаточного отношения между двигателем и колесами.
* Требует ручного переключения передач водителем с использованием сцепления.
* Обеспечивает точный контроль над передаваемой мощностью и позволяет выбирать оптимальные обороты двигателя для различных условий вождения.
* Более экономична, чем вариатор, благодаря меньшим потерям на трение.
* Традиционно использовалась в большинстве автомобилей, но в последнее время все чаще заменяется другими типами трансмиссий.
**Коробка передач типа вариатор (CVT)**
* Состоит из двух шкивов, соединенных ремнем или цепью, диаметры которых изменяются в зависимости от передаточного отношения.
* Обеспечивает плавное и непрерывное изменение передаточного отношения, без ступеней, как в МКП.
* Обычно регулируется электронной системой управления, которая автоматически выбирает оптимальное передаточное отношение на основе параметров движения автомобиля и условий нагрузки.
* Обеспечивает лучшую топливную экономичность, чем МКП, за счет поддержания постоянных оборотов двигателя при изменении нагрузки.
* Используется в автомобилях, где приоритетом является экономия топлива и плавное движение.
**Основные отличия**
| Характеристика | МКП | CVT |
|—|—|—|
| Принцип работы | Сцепляющиеся шестерни | Изменяемые шкивы с ремнем/цепью |
| Управление | Ручное водителем | Автоматическое, электронное |
| Переключение передач | Ступенчатое | Плавное, непрерывное |
| Точность управления | Высокая | Несколько ниже |
| Экономичность | Высокая | Еще выше |
| Распространенность | Традиционная | Набирает популярность |